
ПРАКТИЧЕСКАЯ ВЫСШАЯ МАГИЯ ПРЕДКОВ Наш форум посвящен Практической Высшей Магии Предков Темы : Ритуальная и Обрядовая Магия , Колдовство , Чернокнижие , Эзотерика , Любовная Магия , Целительство , Знахарство , Руны , Таро , Талисманы , Амулеты , Обереги , Духовному развитию ! |
Добро пожаловать в наш форум ! |
Декабрь 2023 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | Календарь |
|
Последние темы | » Накипело Ср 29 Ноя 2023, 18:53 автор Марго» Баян-Хангай - бурятский Хозяин Тайги Ср 29 Ноя 2023, 18:48 автор Марго» Монгольский шаманизм  Ср 29 Ноя 2023, 18:46 автор Марго» Возвращение души Ср 29 Ноя 2023, 18:38 автор Марго» Шаманская техника по возвращению энергии Ср 29 Ноя 2023, 18:36 автор Марго» Шаманские дыхательные практики Ср 29 Ноя 2023, 18:35 автор Марго» Животное силы Ср 29 Ноя 2023, 18:34 автор Марго» Нойды и шаманский спиритизм Ср 29 Ноя 2023, 18:28 автор Марго» Водяные духи в веровании хантов Ср 29 Ноя 2023, 18:26 автор Марго» Тайный язык. Язык животных Ср 29 Ноя 2023, 18:25 автор Марго» Представления хантов о душе человека Ср 29 Ноя 2023, 18:23 автор Марго» Священные рощи в германском и скандинавском язычестве Ср 29 Ноя 2023, 18:22 автор Марго» Айдар-прядь волос на макушке или затылке Ср 29 Ноя 2023, 18:20 автор Марго» Тотем барсук Ср 29 Ноя 2023, 18:18 автор Марго» Тотемы птиц (значения) Ср 29 Ноя 2023, 18:16 автор Марго» Гадание-это программирование, или способ изменить Судьбу? Пн 27 Ноя 2023, 22:01 автор Марго» Путь Дкральный смысл образа Дурака Пн 27 Ноя 2023, 21:55 автор Марго» Дух зимы-снеговик Пн 27 Ноя 2023, 21:55 автор Марго» Смертная казнь и мистика Пн 27 Ноя 2023, 21:53 автор Марго» Кошки не умирают Пн 27 Ноя 2023, 21:52 автор Марго |
Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 53, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 53 :: 3 поисковых систем
Нет
Больше всего посетителей (848) здесь было Вт 19 Ноя 2019, 07:24
|
ФАЗА ЛУНЫ |
|
| | Нюлэсмурт-Бог леса Удмуртов | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Марго Администратор ВМП . Практикующая Ведьма специалист по Черной , Любовной , Денежной Магии


Сообщения : 56864 Дата регистрации : 2014-08-23 Откуда : из леса, где много диких партизан
 | Тема: Нюлэсмурт-Бог леса Удмуртов Вт 27 Сен 2022, 15:34 | |
| НЮЛЭСМУРТ - БОГ ЛЕСА УДМУРТОВ
Нюлэсмурт/Нюлэскузё/Нюлэспери — леший. У удмуртов, как народа, обитающего на территориях произрастания лесов, и в хозяйстве которых значительную роль играла охота, не могли не сложиться представления о духе-хозяине леса. У северных удмуртов он являлся одним из главных божеств пантеона, в честь которого устраивали всевозможные жертвоприношения. По мнению Г.Е. Верещагина, «первый и самый главный бог в плеяде языческих богов у глазовских вотяков — бог лесов и ветра». В представлении удмуртов Глазовского уезда Нюлэсмурт, или как они его называли Бацым Нюня ‘Старший Брат’, Нюлэс Нюня ‘Лесной Брат’, вырисовывается в виде человека огромного роста («голова его стоит на одной вышине с самыми высокими деревьями его леса»), живет он в лесу, где имеет свою жену и хозяйство.
Особо почитали его охотники, т.к. считалось, что звери в лесу находятся в его ведении, и при благорасположенности к людям он нагоняет в леса множество дичи. Но, если его прогневить, то он лишает охотника удачи, или «в наказание, уносит и водит по любимым им местам». Летом и зимой нюлэсмурты играют свадьбы: завалы леса, после смерча считались дорогой, где прошел их свадебный поезд. Его прогулкам всегда сопутствует сильный ветер. Также в его ведении находился скот, который северные удмурты выпускали на вольный выпас в лесу, или же в огороженные поскотины, устроенные в лесу. Поэтому благополучие скота зависело от воли Нюлэсмурта. Существовал запрет называть его по имени, поэтому использовали иносказательные обращения, например, Кыдёкысь ‘Дальний’, Педло палась ‘Из глубины [леса]’, Ачиз ‘Сам’ и т.д.
Полагалось приносить различные жертвы. Еженедельно устраивали сион поттон ‘вынос пищи’: у полевой изгороди ему оставляли блины, испеченные без соли. Глубокой осенью, после того, как загоняли скотину в стойла, устраивали пирдан сётон ‘принесение приданого’ в благодарность за благополучие домашних животных. В лесу приносили в жертву гуся или тетерева. Голову птицы, часть мяса от правого бока, горбушку хлеба, кашу, старую деревянную ложку складывали в жертвенную коробочку и оставляли под деревом. Специальные жертвоприношения устраивали также охотники с целью обеспечения удачи на охоте. Подобные представления о Нюлэсмурте и, отчасти жертвоприношения, посвященные ему, сохраняются у северных удмуртов и в настоящее время. В среде южных удмуртов Нюлэсмурт не пользовался столь глубоким почитанием, характерным для северных удмуртов. Это объясняется как природно-географическими (редкость, а в некоторых местах полное отсутствие лесных массивов), так и хозяйственными (доминирующее положение в хозяйстве земледелия и животноводства, незначительная роль охоты и лесных промыслов) факторами.
У закамских удмуртов культ Нюлэсмурта также не получил значительного развития. Вероятно, в прошлом, когда охота и собирательство играли значительную роль в их хозяйстве, он пользовался большим почитанием. Но к концу XIX — началу XX в. в связи с сокращением лесных массивов и уменьшением роли охоты и собирательства, образ Нюлэсмурта был практически вытеснен из сферы культовой практики.
В представлениях закамских удмуртов Нюлэсмурт — хозяин леса, обитающий в наиболее труднодоступных местах. Чтобы не разгневать его, в лесу необходимо вести себя тихо, запрещалось громко разговаривать и свистеть. В лес входили, помолившись, иначе мог показаться Нюлэсмурт и схватить: «Нюлэслэн кузёез уань шуыса верало. “Кузёез потоз, нюлэскы куриськыса пыре” шуозы вал.
Нюлэскузё, пе, кутоз шуо вал» — «У леса хозяин есть говорили. “В лес заходите, помолившись, иначе хозяин выйдет” — говорили. Говорили, что Леший схватит». Если человек заблудился в лесу, то считали, что это проделка Нюлэскузё. В этом случае необходимо было переменить обувь с одной ноги на другую, повернуть шапку, вывернуть одежду. Только после этого можно найти дорогу домой. Бавлинские удмурты называли Лешего Сӱрткузё — Хозяин Сӱрт’а (лес, роща). По их мнению, он пугает в лесу, издает крики. Многие информаторы не могут ответить на вопросы о сущности Нюлэсмурта. Некоторые отвечают, т.к. нет лесов, то нет и Нюлэсмурта.
По сведениям Ю. Вихманна, удмурты д.Большой Качак Бирского уезда если считали, что схватили болезнь в лесу, то жертвовали для Нюлэсмурта/Нюлэспери мясо. Жертвенное подношение оставляли в дупле дерева, в кустарнике или же в другом укромном месте в лесу. У. Хольмберг сообщает, что жители д.Старая Кирга Осинского уезда представляли себе Нюлэсмурта в виде Палэсмурта, т.е. половинчатого человека, т.к. у него есть только одна половина тела: один глаз, одна нога, одна рука. Также он отмечает, что рассказы о хозяине леса редки, т.к. мало самих лесов.
| |
|  | | | Нюлэсмурт-Бог леса Удмуртов | |
|
Похожие темы |  |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |
|