Апостол Павел говорит нам, что явление Бога во плоти есть "велия благочестия
Тайна". Сам по себе этот образ соединения недоступен нашему пониманию, поэтому
выразить эту Тайну мы можем только в отрицательных терминах, т.е. апофатически.
Существуют четыре термина, посредством которых описывается соединение двух
природ. Эти четыре термина содержатся в оросе IV Вселенского Собора, хотя,
конечно, они не были изобретены отцами этого Собора. Эти термины встречаются уже
у свт Кирилла Александрийского.
НЕСЛИТНО ("йетиу^^тсо^"). Это значит, что в результате соединения природы не
слились между собою так, чтобы составилось из них новое естество, отличное от
исходных; оба прибывают в Лице Спасителя как два различных естества.
НЕИЗМЕННО или НЕПРЕЛОЖНО ("йтрйлтш^"). Это значит, что в результате соединения
ни божеское естество не изменилось в человеческое, ни человеческое не
преложилось в божеское, но то и другое остается целым в Лице Спасителя. Каждое
из естеств сохраняет тождественность своих качественных определений.
НЕРАЗДЕЛЬНО ("о(.5их1рйт(В(;"). Хотя два естества во Христе пребывают совершенно
целыми и различными по своим свойствам, они тем не менее не существуют отдельно,
не составляют двух особых лиц, соединенных только нравственно, а соединены в
Единую Ипостась Бога Слова.
НЕРАЗЛУЧНО ("й^(вр1стто)^"). Соединившись в единую Ипостась с момента зачатия
Спасителя в утробе Пресвятой Девы, два естества никогда не разлучались и не
разлучатся, т. е. имеет место непрерывное соединение.
Этого расторжения двух естеств не было даже во время страстей и смерти
Спасителя. Свщ. Писание, говоря о страданиях Христа, относит эти страдания не к
человечеству как к какому-то особому, отдельному от Христа лицу, а к Лицу Самого
Бога Слова, т.е. субъектом страданий и смерти являлся Сам Бог Слово. Например, в
Рим. (5, 10) говорится о смерти Сына Божия, а в 1 Кор. (2,
сказано: "Распяли
Господа славы". Когда после смерти душа Спасителя сошла во ад, а тело Его
покоилось во Гробе, Божество не было отделено ни от души, ни от тела. И тело и
душа в этот период времени не переставали быть "включенными" в единую Ипостась
Бога Слова. Эта мысль выражена в известном тропаре: "Во Гробе плотски, во аде же
с душею, яко Бог".